13.12.2013
Законопроект о расследовании налоговых преступлений, из-за критики которого президент Владимир Путин даже посоветовал премьер-министру Дмитрию Медведеву переквалифицироваться в эксперты, не дает покоя и бизнес-сообществу. Предпринимательские союзы, среди которых «Деловая Россия» и РСПП, подготовили поправки в президентский законопроект, в которых прописали компромиссную схему участия следственных органов в делах о налоговых преступлениях.
О поправках, более детально регламентирующих процедуру расследования налоговых преступлений, «Эху Москвы» рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. По его словам, пожелания четырех бизнес-объединений — РСПП, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и «ОПОРА России» — были оформлены в виде законопроекта (имеется в распоряжении РБК daily), направленного на рассмотрение президента РФ.
В минувший вторник Госдума приняла в первом чтении внесенный осенью президентом законопроект (подготовлен при участии Следственного комитета России), согласно которому следственные органы получат право возбуждать уголовные дела об уклонении от уплаты налогов без санкции налоговых служб. Документом возвращается порядок, который применялся до изменений в законодательстве, инициированных экс-президентом Дмитрием Медведевым. С его подачи решение о наличии признаков налогового преступления было передано налоговикам. Сейчас же предлагается правоохранительным органам самостоятельно решать это, даже не ставя в известность органы ФНС. Един¬ственное отличие от старого порядка — это подслед¬ственность, налоговые дела полностью отойдут СКР.
«Если есть факты у правоохранителей и следователей о том, что эти нарушения есть, следственные органы должны запросить налоговые службы провести проверку», — раскрыл детали «бизнес-поправок» г-н Шохин. При этом проверка, по его словам, не должна быть дополнительной, а должна совпасть с одной из двух плановых, установленных Налоговым кодексом. «Мы считаем, что двух проверок в год вполне достаточно для того, чтобы провести проверку по запросу следственных органов», — отметил президент РСПП.
Уголовное дело, говорится в поправках, может быть возбуждено правоохранительными органами, только если налоговые службы подтвердили факт правонарушения. «Если совершение налогового преступления не подтверждено, уголовное дело возбуждаться не должно, однако за следственными органами следует оставить право принимать участие в проверке по своей инициативе и обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе», — следует из законопроекта.
«Кроме того, если факты налоговых правонарушений выявлены и налоговая служба доначислила налоги, штрафные санкции выписала, и налогоплательщик в режиме деятельного раскаяния уплатил это все, то уголовное дело тоже не должно заводиться», — добавил Александр Шохин.
Разработчики называют свой вариант законопроекта компромиссным, поскольку он не наделяет ни одну из сторон — налоговиков и силовиков — безальтернативным правом вынесения решения о наличии фактов преступления. В РСПП рассказали РБК daily, что данный законопроект уже поддержан уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Зато в СКР документ ожидаемо раскритиковали.
«Существующий процессуальный тупик, который препятствует эффективному выявлению налоговых преступлений, данным законопроектом не устраняется, — прокомментировал РБК daily старший инспектор СКР Георгий Смирнов. — Эти поправки, по сути, то же самое, что есть сейчас, только изложенные другим языком. Изменение формы явления не влечет изменение его содержания».
О реакции президентской администрации на по¬правки ничего не известно. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова РБК daily сказали, что эту тему не комментируют. Опрошенные юристы встали на сторону предпринимателей.
«Вариант, при котором правоохранительные органы не могут возбудить дело без проверки налоговиков, дает больше гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, — считает руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. — Единое мнение двух органов, налогового и правоохранительного, в вопросе привлечения к уголовной ответственности является принципиально важным моментом».
«Предложение Шохина представляется более эффективным, поскольку находит правильный баланс интересов государства и бизнеса, — соглашается партнер юркомпании «Налоговик» Сергей Варламов. — Законопроект РСПП и других общественных организаций предполагает применение рациональных способов и процедур расследования налоговых преступлений, которые будут опираться на профессиональные суждения налоговых органов, снижает дополнительное давление на бизнес, устраняя, например, возможность проверок, заказанных конкурентами».
Сейчас, по словам эксперта, налоговики не имеют мотивации на возбуждение уголовных дел. «Фискальным органам важнее взыскать недоимку, а не привлекать предпринимателя к уголовной ответственно¬сти. Проверка по запросам силовиков для них будет обыкновенной реализацией своих контрольных полномочий в рамках камеральных и выездных проверок. Проводя проверки налогоплательщиков по заявлению следственных органов, налоговые инспекции станут фильтром, через который будут отсеиваться незаконные подозрения правоохранителей», — считает г-н Варламов.